Есть такая профессия — реставратор. Это человек, который лечит иконы, он как доктор.
Проклеивает трещины, убирает вздутия, восстанавливает красочный слой, снимает черную олифу и, тем самым, раскрывает образ.
Краски под рукой реставратора, вновь приобретают первоначальный цвет, икона «оживает» и наполняется светом. Свет в иконе — это особая тема. Икона должна по замыслу художника-иконописца излучать и, тем самым, приближать нас к Божественному, невещественному, фаворскому свету. В иконописной практике это достигается разными способами. Один из них — это зеркальность левкаса.
Многие годы работы нашей мастерской мы трудились над тем, чтобы показать эту светимость на наших иконах. Икона — это окно в духовный мир. Из иконы должен исходить только Божественный свет и никак не тьма.
Поэтому, состаривание икон, делая их искусственно тёмными и с трещинами кракелюра является своего рода Богохульством и сродни вандализму.
Вот смотрит на тебя такая икона: вся темная, лик в трещинах, а ты еще дерзаешь просить: «Господи, спаси и излечи мою израненную душу!» Вот какой ответ может идти от иконы, когда ее саму изранили и искалечили? Жаль, что некоторые горе-художники этого духовного момента не понимают и, ради дизайна «под старину» превращают Божественный образ в предмет интерьера.